sitnikovalbert (sitnikovalbert) wrote,
sitnikovalbert
sitnikovalbert

Categories:

Израильский кибуц - модель альтернативного социализма? - 2

Начало в предыдущей статье.



Экономическое равенство 21

Цель кибуцного движения - создание бесклассового сообщества, свободного от эксплуатации. Коллективная собственность на средства производства, коллективное производство и коллективное потребление призваны обеспечить экономическое равенство между членами кибуца. Обязанности трудиться соответствует право каждого на получение соответствующей доли в совокупном продукте для пожизненного удовлетворения всех его признанных потребностей, независимо от вида и количества затраченного им труда.

"Однако принцип равенства в кибуце не означает усреднения, то есть того, что все люди должны иметь и делать одно и тоже; именно здесь существует индивидуальный подход. С одной стороны, от каждого - по его способностям. Люди имеют различные способности, не обязательно в одной и той же области, и каждый в соответствии со своими индивидуальными возможностями вносит свой вклад в общее дело. И точно так же наоборот: каждому по его потребностям. То есть и здесь исходят из того, что индивидуальные потребности различны, и что связи между способностями и результатами труда, с одной стороны, и потребностями, с другой, не существует. В кибуце в целом есть связь между результатами труда и удовлетворением потребностей, но на индивидуальном уровне ее не существует. Это означает, что при распределении потребительских благ не делается различия между людьми, работающими инженерами, и обычными рабочими, которые, быть может, обходятся кибуцу много дороже, чем инженеры"(Менахем Рознер).
Основополагающие условия такого крайнего коллективизма - равная оценка любой формы труда и отсутствие частной собственности (в свободном личном распоряжении только деньги на карманные расходы). Еще одна неотъемлимая предпосылка - запрет любой частной экономической деятельности, поскольку при наемном труде можно рассчитать индивидуальные результаты. Поскольку наемный труд отрицательно воздействует на социальную сферу и на сами принципы кибуца, в этом вопросе для кибуцев не может быть компромисса: доход, получаемый членами кибуца вне его, автоматически передается общине; с другой стороны, предпринимаются усилия для того, чтобы ликвидировать занятость наемных работников на кибуцных предприятиях.22

Коллектив кибуца планирует и распределяет расходы на блага и услуги, удовлетворяющие потребности своих членов. При этом коллективное потребление намного больше, чем требуется для удовлетворения основных потребностей23.

Иногда утверждают, что полный разрыв между результатами труда и вознаграждением, а также коллективное обеспечение по потребностям ведет к расточительству, поскольку люди не сознают стоимость и дефицитность благ и услуг. С другой стороны, коллективное потребление может быть более эффективным, удается избежать тяги к потребительству, сомнительной с социальной точки зрения.

"В кибуце почти не существует потребности в престижном потреблении, поскольку она тесно связана с обществом анонимности, в котором люди не знают друг друга . . . Кибуц не является обществом анонимности; это сообщество, где о человеке знают во всей его целостности, обо всех сторонах его возможностей и его личности, а потому меньше нужды стремиться к подобным престижным эффектам. С другой стороны, это и не особенно возможно: если нет собственных автомобилей, то нельзя и конкурировать друг с другом престижными автомобилями. Если все квартиры одинаковы по размерам, то и здесь не может быть конкуренции" (М. Рознер).

Отказываясь от непосредственного и индивидуального вознаграждения за результаты труда и от соответствующих материальных стимулов, модель кибуца вступает в противоречие с основополагающей посылкой буржуазных экономистов, будто крупные результаты и экономическая эффективность возможны только в условиях конкуренции и экономического неравенства. Эффективность кибуца основана, напротив, на более высоких моральных, социальных и политических мотивах, которые сообщество дает своим членам. В основе лежат глубокая внутренняя убежденность в ценности такой формы совместной жизни и добровольность членства. Человек остается "экономическим существом" ("Гомо Экономикус"), но соглашается самограничиться в удовлетворении индивидуальных (материальных) потребностей в пользу роста коллективного благосостояния, которое становится предпосылкой для удовлетворения индивидуальных потребностей (ориентация на коллективную прибыль).24 В то же время он является "социальным существом" ("Гомо социалис"), который готов и способен участвовать в осуществлении таких принципов, ценностей и норм кибуца, как равенство, справедливость, солидарность, взаимопомощь и ответственность (соучастие), исходя из потребностей в обществе и из сознания, что индивидуальная свобода, освобождение и самореализация всех зависят от коллективно организованного условия - свободы от экономического принуждения и господства. Для достижения этого необходимо, чтобы ценностные представления и ожидания (отдельных) членов совпадали с видом и способом коллективной структуры организации и руководства - это означает совпадение между индивидом и коллективом.

В этом смысле другие элементы жизни кибуца - демократическое руководство политикой и экономикой, система ротации (чередования) при занятии постов и выполнении работ, коллективное воспитание, совместное питание и (в прошлом) купание - служат обеспечению принципа экономического равенства.


ПРИМЕЧАНИЯ



1 Одна из создателей Дегании М. Барац позднее вспоминала: "Это не теоретический подход. Мы не читали о деятельности коммун. У нас не было примеров . . . Я помню, что этот подход был следствием нашей любви к стране, любви к труду и мечты создать что-нибудь более справедливое и более социальное. Это стремление и вера в будущее помогли нам". (Цит. по статье А. Яссура "Израильский кибуц и конструктивный социализм"). В то же время большинство создателей рабочих коммун в Палестине находились под влиянием различных анархистских, социалистических и толстовских идей или прямо разделяло их. (См S. Maron. L ╢alternativa dei kibbutz. // Volont. 1990. # 1 - 2)( Прим. переводчика)

2 4 W. Preuss. Das Genossenschsftswesen in der Welt und in Israel. Berlin, 1958. S. 70.
3 Цит. по: H. Meier - Cronemeyer. Ausstieg und Aufstieg, Weg und Wandlung der Kibbuzim. // Journal fr Geschichte. 1980. #6. S. 22 f.

4 В августе 1920 г. последователи анархо - коммуниста Иосифа Трумпельдора образовали организацию "Рабочий батальон имени И. Трумпельдора" (Гдуд ха-авода) с целью "строительства страны посредством создания всеобщей коммуны трудящихся". "В этот период коммуны, созданные еврейскими трудящимися в различных частях страны, объединились, чтобы создать то, что, как они хотели, должно было стать коммуной коммун, под названием Гдуд ха-авода . . . В нее вошли некоторые из наиболее крупных кибуцев, и некоторое время эта общенациональная структура включала треть всех трудящихся евреев Палестины, вдохновляясь целью нового еврейского анархо-коммунистического сообщества. Но этот проект не сработал, поскольку многие критиковали то, что он основывался на общем фонде для всех коммун: убытки одних из них должны были компенсироваться из доходов других" (S. Maron. Op. cit. P. 215). В результате Гдуд ха-авода распался, и возобладала более скромная модель: коммунистические отношения внутри кибуца и рыночные отношения с другими кибуцами и внешним миром. (Примечание переводчика).

5 Мошав - кооперативное сельскохозяйственное поселение, основанное на совместном владении сельскохозяйственной техникой и совместном сбыте продукции при сохранении частной собственности на имущество и индивидуального землепользования (Примечание переводчика).

6 P. Bockenheimer. Struktur und Entwicklung ausgewhlter Kibbuzim in Israel (Dissertation). Gieen, 1978. S. 6 - 7.
7 P. Bockenheimer. Op. cit. S. 7 - 8; N. Golomb. The Roles of the Kibutzim in Israel Society. // Kibbutz Management Center / Rupin Institute, Israel. Manuscript. P. 10.

8 В книге Х. Гвати (Х. Гвати. Киббуц: так мы живем. С. Петербург, 1992. С.. 245 - 251) приводится список 270 кибуцев, существовавших на 1986 г.
"В настоящее время более трети из общего числа членов выросла в кибуце, некоторые уже в четвертом поколении. Срогласно Центральному статистическому ведомству Израиля, в начале финансового кризиса в 1985 г. имелось 268 кибуцев с общим населением в 125 200 человек. В конце 1992 г. имелось 269 кибуцев с общим населением в 128 тысяч. Продолжали расти средние размеры кибуцев . . . Новые кибуцы, созданные на протяжении последнего поколения, в основном, имеют меньшие размеры и растут медленнее, а более старые являются наиболее крупными и продолжают расти. В 1992 г. 85 % общего населения кибуцев жили в кибуцах, основанных до 1950 г. В целом, население кибуцев составляло в 1992 г. 2,5% от всего населения Израиля." (S. Maron. Tra capitalismo e utopia. // Rivista anarchica. Dic. 1994 / Gen. 1995. # 214. P. 32) (Примечание переводчика).

9 По данным на 1982 # 1983 гг. (Государство Израиль. Справочник. М.., 1986. С. 190) в Израиле насчитывалось 264 кибуца (27 % общего числа хозяйств, население 116 тысяч человек, т. е. 22 % сельского населения), 41 коллективное поселение типа "мошав шитуфи", в котором общее хозяйство ведется коллективно, а домашнее хозяйство - посемейно (4 % хозяйств, население 9 тыс. человек, т. е. 2 %), 405 кооперативов - мошавов (мошав овдим)(42 % хозяйств, население 145 тыс. человек, т. е. 27 %), 57 сельскохозяйственных учреждений, опытных станций и т. п. (6 % хозяйств, население 22 тыс. человек, т. е. 4 %) и только 197 деревень частных хозяев (20 % хозяйств, население 198 тыс. человек, т. е. 37 %). (Прим. переводчика).

10 Цитируемые ниже без ссылки на источник оценки, сделанные членами кибуцев Рознером, Левиатаном, Голомбом, Розенкиром, Ямиром, Гасиетом и Гевони, взяты из неопубликованных протоколов их бесед с Ф. Фильмаром (F. Vilmar. Ist der Kibbuz ein bertragbares alternatives Konzept des gemeinsamen Lebens und Arbeitens? Arbeitstitel. Befragung von Kibbuzniks und Kibbuzforschern im Nov. 1980 und Feb. 1981 . Unv. Manuskript. Berlin FB 15 der FU, 1982).
11 См.: N. Golomb. Kibbutz Management - Direct Democracy in Practice // Kibbutz Management Center / Ruppin Institute, Israel (Manuscript); F. Vilmar. Op. cit.
12 N. Golomb. Kibbutz Management . . .

13 Здесь сказывается непреодолимое противоречие между коммунистическими отношениями, которые существуют внутри кибуца, и рыночно - капиталистическими отношениями окружающего кибуц мира. Принятие решений на рынке требует большей оперативности, а также специализации и дифференциации функций и задач, что, в свою очередь, диктует необходимость концентрации полномочий и прав принятия решений. Эти права концентрируются в руках "компетентных" управленцев, а на процесс разработки и согласования снизу не остается времени. Иными словами, рынок подрывает самоуправление и стратегически несовместим с ним. Кибуцы могли бы избежать этой проблемы, если бы обобществили свою экономику в рамках "коммуны коммун", то есть ликвидировали бы рыночные отношения между собой и ориентировались на максимально возможное самообеспечение. (Примечание переводчика).

14 См.: P. Bockenheimer. Op. cit. ; F. Vilmar. Op. cit.

15 Если считать это недостатком, то решением проблемы могло бы стать "сужение" сообщества до масштабов ассоциации. В этом случае жизнь каждого проходила бы не в одном сообществе, а одновременно во многих целевых ассоциациях, соответствующих различным функциям и жизненным сферам. См. также раздел 4 и интересную дискуссию К. Гильгенмана и Г. Хайнзона в кн.: G. Heinsohn (Hg.) Das Kibbuz - Modell. Bestandaufnahme einer alternativen Wirtschafts - und Lebensform nach 7 Jahrzehnten. Frankfurt, 1982. (Примечание авторов). (От переводчика: решением проблемы представляется анархистская концепция, по которой человек одновременно может входить в свою территориальную (потребительскую) коммуну, в отраслевое производственное объединение - синдикат и в какое-либо функциональное объединение "по интересам". См., например, П. А. Кропоткин. Записки революционера. М., 1988. С. 389 ; и др. работы того же автора).

16 Все коллективные поселения объединились в 1925 году в Товарищество квуцей ("Хевер ха-квуцот"). Но вскоре произошел раскол. В "Товариществе" остались приверженцы небольших поселений - не более 50 семей - , ограничивавших прием новых членов и занимавшихся только сельским хозяйством. Альтернативное движение "Гдуд ха-авода" быстро распалось, и по инициативе отколовшегося от него кибуца Эйн-гарод в 1927 г. был образован "Меухад". В него вошли сторонники широкого приема и создания крупных и расширяющихся поселений, сочетающих сельское хозяйство с промышленной деятельностью и более активно взаимодействующих друг с другом. В 50-е гг. "Товарищество квуцей" и часть членов "Меухад" объединились в "Ихуд", а в 1980 г. "Ихуд" и "Меухад" слились в "ТАКАМ" ("Ха-тнуа ха-киббуцит ха-меухедет", т. е. "Объединенное кибуцное движение", ориентирующееся на Партию труда. С другой стороны, свои кибуцы стали создавать сторонники левосоциалистического молодежного движения "Молодой страж" ("Ха-шомер ха-цаир"). В 1927 г. они объединились в "Ха-киббуц ха-арци", также выступая за крупные взаимодействующие аграрно - промышлеянные хозяйства. Впоследствие на этой базе была создана "Социалистическая лига", а затем - Объединенная рабочая партия "Мапам". Наконец, в 30-е годы было создано объединение религиозных кибуцев "Ха-киббуц ха-дати".
Из 270 кибуцев в 1987 # 1987 гг. 167 входили в ТАКАМ, 83 - в "Ха-киббуц ха-арци", 18 - в объединение религиозных кибуцев, а 2 были созданы ортодоксальной религиозной группировкой "Агудат Израэль" # "Поалей агудат Израэль". (Х. Гвати. Указ. соч.)

Имеется информация, что один или два кибуца непосредственно включают анархистов и основаны на чисто анархистских принципах. (Примечание переводчика).
По времени создания кибуцы распределяются следующим образом:

Движение До 1928г. 1928 - 1948 1949 - 1959 1960 - 1980 1980 - 1987
Ха-киббуц ха-арци 7 41 23 6 6
ТАКАМ 17 82 36 21 11
Ха-киббуц ха-дати - 7 3 6 2
Агудат Израэль - 1 1 - -
Всего 24 131 63 33 19
(Подсчитано на основании данных Х. Гвати. Указ. соч. С. 245 - 251)
17 P. Bockenheimer. Op. cit. S. 43.
18 Ibidem. S. 44.

19 "Сбыт кибуцной сельскохозяйственной продукции производится через специально созданные для этого кооперативные фирмы. Например, молоко, яйца, мясо, овощи, фрукты большинство кибуцев (а также мошавов - сельскохозяйственных кооперативов) сбывает в стране через кооператив "Тнува". Что касается агропродукции, предназначенной для экспорта, то ее сбывает другая фирма - "Агрекско", совладельцами которой являются сельскохозяйственные объединения государства Израиль. Некоторые другие виды продукции, например, цитрусовые, хлопок, земляные орехи (арахис) - сбываются непосредственно Советом производства и сбыта, созданным правительством при участии земледельцев". (Х. Гвати. Указ. соч. С. 71 - 72). Что касается промышленных товаров, производимых кибуцами, то "Ха-киббуц ха-арци сбывает часть своих изделий через организацию "Техен", но большая часть кибуцных предприятий вынуждена поставлять свои товары прямо на рынок либо самостоятельно, либо через посредников и эта прямая зависимость кибуца от рынка сильно мешает реорганизации фабрик, в результате которой они могли бы избавиться от наемного труда" (Там же. С. 93). (Примечание переводчика)

20 Ориентация на максимально возможное само обеспечение в коммуне, налаженная и гибко функционирующая система участия всех в принятии решений по затрагивающим их вопросам, а также объединение коммун в федерации при устранении коммерческих отношений между ними позволит, вероятно, разрешить или смягчить эти проблемы. (Примечание переводчика).

21 См.: K. Bartlke, T. Bergmann, L. Liegle (Hg.) Integrated Cooperatives in the Industrial Society: the Example of the Kibbuz. Assen, 1980 (d jcj,tyyjcnb T. Bergmann. The Kibbuz in the Continuum of Forms of Cooperation ; U. Leviatan. The Work Sphere in Kibbuz - Society); P. Bockenheimer. Op. cit.; F. Vilmar. Op. cit.

22 "Как правило, в кибуцах наблюдается нехватка рабочих рук в течение всего года, а особенно в страдную пору. (. . .) Нехватка в кибуцах рабочих рук (. . .) исторически привела кибуцные движения к (. . .) отрицательному, с точки зрения их принципов, и вызывающему до сих пор глубокое беспокойство явлению,(. . .) к использованию наемных работников. Началось это во время Второй мировой войны. (. . .) Кибуцы пошли на такую меру, которая тогда казалась чрезвычайной мерой военного времени, - стали нанимать работников. Вторично рост числа наемных рабочих в кибуцах был тоже вызван чрезвычайными обстоятельствами. После провозглашения независимости государства Израиль (. . .) глава правительства Израиля Д. Бен-Гурион обратился к кибуцам со специальным призывом - принять новых иммигрантов на работу и увеличить производство продуктов питания. Часть кибуцов согласилась ответить утвердительно на призыв главы правительства, но были и противники(. . .) (Х. Гвати. Указ. соч. С. 128 - 129). "Некоторые кибуцы и раньше нанимали людей для сельскохозяйственных работ - в основном сезонников, на период уборки урожая. Но по мере внедрения на поля и плантации современной техники потребность в наемных работниках отпадала, их вытесняли машины. (. . .) Однако с развитием в кибуцах промышленности положение изменилось. Вначале, когда перед кибуцами только открылись обширные промышленные рынки, хозяйства стали строить относительно крупные фабрики, которые потребовали большого количества рабочих. Кибуцников не хватало, и пришлось прибегать к найму рабочих со стороны. На некоторых предприятиях были сотни наемных рабочих. Прежде всего это относилось к старым предприятиям, многие из которых были основаны еще в догосударственный период, - главным образом, консервным и деревообрабатывающим фабрикам. Нечто похожее возникло и на межкибуцных районных предприятиях. (. . .) Прямая зависимость кибуца от рынка сильно мешает реорганизации фабрик, в результате которой они могли бы избавиться от наемного труда. Но зато новые предприятия в кибуцах создаются теперь под строгим контролем кибуцных движений, и принцип, положенный в их основу, заключается в том, что при планировании новой фабрики предпочтение всегда будет отдано проекту, где предусмотрены большие вложения, большие инвестиции, но зато эта фабрика не будет нуждаться в большом количестве рабочих рук. Оснащенные современной техникой, высокоавтоматизированные кибуцные фабрики и мастерские, построенные за последние 20 лет, почти не пользуются наемной рабочей силой или привлекают ее в относительно малых количествах: главную роль на производстве играют сейчас сами кибуцники. Это, прежде всего, касается фабрик по производству пластмасс, электроники, эдлектрооборудования и металлообрабатывающих предприятий". (Х. Гвати. Указ. соч. С. 92 - 93). (Примечание переводчика).

23 Например, в одном из кибуцев в 1974 # 1975 г. годовые расходы кибуца на одного своего члена и кандидата составили 25091 израильскую лиру (6 израильских лир составляли 1 доллар США). Из них в процентах: на общие услуги и соответствующие предприятия - 36, на продовольствие - 26, на частный бюджет семей - 9, на воспитание детей - 6, на электричество - 5, на обучение - 2, остальные: 1,7 - на начальную школу, 1,4 - на мебель в отдельных квартирах, на взносы в больничную кассу-1,4, на культуру и развлечения-1,3, на ремонт жилья-1,2, на газеты-1, на индивидуальные расходы по решению общего собрания-1, на постельное белье - 0,9, на сигареты - 0,9, на взносы в страхование по инвалидности и старости - 0,8, на рабочую одежду, на рабочую обувь - по 0,5, на ремонт одежды, на различные мелочи, на почту и телефон, на радио в отдельных квартирах - по 0,4, на зеленые насаждения и уборку улиц, на галантерею, на свадьбы - по 0,3, на спорт, на часы, на курсы продолжения образования, на помощь родственникам, живущим вне кибуца - по 0,2, на религиозную жизнь, на бассейн, на парикмахерскую, на газ в квартирах, на пожертвования - по 0,1, на содержание собак - 0,0. Рассчеты расхода кибуца возрастной группы 1У произведены институтом Хешеф. (P. Bockenheimer. Op. cit. S. 246)

24 Даже кибуцы, добившиеся впечатляющих экономических успехов, по-прежнему основаны на ориентации на экономический рост (в той или иной мере это неизбежно, пока кибуцы остаются интегрированы в рыночную экономику, - примеч. перевод.). В сегодняшних условиях альтернативная модель жизни и труда должна поставить такую ориентацию под вопрос. Начатки такой постановки проблемы уже можно найти у молодого поколения членов кибуцев, которые пытаются также осуществить свои представления в собственных кибуцах. Ср. раздел 3.3.

Гельмут Брюггеман, Михаэль Вайдингер.

И на последок приведу еще две интересных статьи о кибуцах:
Кибуц или коммунизм по-еврейски
20 интересных фактов о кибуцах.

Tags: Кибуц, Коммуна, коллектив, общество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments