sitnikovalbert (sitnikovalbert) wrote,
sitnikovalbert
sitnikovalbert

Categories:

"Цветы жизни"

Все мы живем на поле боя, ведь современные виды и способы ведения войн до предела размывают грань между тылом и фронтом, миром и войной. Это налагает на нас дополнительную ответственность в части воспитания собственных детей, ведь государство с себя эту функцию сняло и любая попытка делать робкие движения в эту сторону вызывает остервенелые крики "креативного класса" о цензуре, тоталитаризме и нападках на свободу слова. Так что все в наших руках и на наших же плечах, не кого будет винить, если ваше чадо искорежит снарядами информационно-психологической, культурной или войны и с историей. Особенно важно это понять молодым парам, которые сами еще не вполне окрепли, а уже вынуждены растить детей в условиях сильно отличающихся от тех, что были у их родители.



Но вопрос ведь стоит даже шире, по большому счету воспитание человека идет всю жизнь и коли мы хотим добиться оздоровления самих себя, своих близких и всего общества, нам важно понять, как работают эти механизмы. Какова суть воспитания, получить некий емкий образ, в границах которого мы сможем понимать вопрос глубже и шире.
Вот что писал на эту тему Антон Макаренко в своей "Книге для родителей". По мимо прочего, этот источник хорош тем, что был издан до разворота СССР в сторону построения гуляш-коммунизма, а значит, там еще реально строили нового человека и духом этим было пропитано все.

"Советский человек не может быть воспитан непосредственным влиянием одной личности, какими бы качествами эта личность не обладала. Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка.

Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее он создает в каждый данный момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им — задача воспитателя.

Бессмысленна и безнадежна попытка некоторых родителей извлечь ребенка из-под влияния жизни и подменить социальное воспитание индивидуальной домашней дрессировкой. Все равно это окончится неудачей: либо ребенок вырвется из домашнего застенка, либо вы воспитаете урода.

— Выходит так, что за воспитание ребенка отвечает жизнь. А семья при чем?

— Нет, за воспитание ребенка отвечает семья, или, если хотите, родители. Но педагогика семейного коллектив не может лепить ребенка из ничего. Материалом для будущего человека не может быть ограниченный набор семейных впечатлений или педагогических поучений отцов.
Материалом будет советская жизнь во всех ее многообразных проявлениях.

В старое время в зажиточных семьях называли детей «ангельскими душами». В наше время было сказано, что дети — «цветы жизни». Это хорошо. Но скоропалительные в суждениях, сентиментальные люди не дали себе труда задуматься над этими прекрасными словами. Если сказано «цветы», значит, нужно цветами любоваться, ахать, носиться, нюхать, вздыхать. Нужно, пожалуй, самим цветам внушить, что они составляют неприкосновенный, «роскошный» букет.

В этом узкоэстетическом и бессмысленном восторге уже заложено его посрамление. «Цветы жизни» надлежит представлять себе не в виде «роскошного» букета в китайской вазе на вашем столе. Сколько бы вы ни восторгались такими цветами, сколько бы ни ахали, эти цветы уже умирают, они уже обречены и они бесплодны. Завтра вы прикажете их просто выбросить. В лучшем случае, если вы неисправимо сентиментальны, вы засушите их в толстой книге, и после этого ваша радость станет еще более сомнительной: сколько угодно предавайтесь воспоминаниям, сколько угодно смотрите на них, перед вами будет только сено, простое сено!

Нет, наши дети вовсе не такие цветы. Наши дети цветут на живом стволе нашей жизни, это не букет, это прекрасный яблоневый сад. И этот — наш, здесь право собственности звучит, честное слово, очаровательно! Трудно, конечно, не любоваться таким садом, трудно ему не радоваться, но еще труднее не работать в таком саду. Будьте добры, займитесь этим делом: вскапывайте, поливайте, снимайте гусеницу, обрезайте сухие веточки. Вспомните слова гениального садовника, товарища Сталина:

«Людей нужно заботливо и внимательно выращивать , как садовник выращивает облюбованное плодовое дерево».


Обратите внимание: плодовое. Не только аромат, не только «гаммы красок» — плоды, вот что должно вас интересовать в особенной степени. И поэтому не набрасывайтесь на цветы с одними вздохами и поцелуями, возьмите в руки лопату, ножницы, лейку, достаньте лестницу. А когда в вашем саду появится гусеница, возьмите парижскую зелень. Не бойтесь, побрызгайте немножко, пусть даже цветам будет чуточку приятно. между прочим, у хорошего садовника гусеница никогда не появится.

Да, давайте будем садовниками. Это блестящее сравнение позволит нам кое-что выяснить в трудном вопросе, кто воспитывает ребенка — родители или жизнь?

Кто выращивает садовое дерево?

Из земли и воздуха оно берет атомы своего тела, солнце дает ему драгоценную силу горения, ветры и бури воспитывают в нем стойкость в борьбе, соседние братья-деревья спасают его от гибельного одиночества. И в дереве и вокруг него всегда протекают сложнейшие химические процессы.

Что может измерить садовник в этой кропотливой работе жизни? Не должен ли он бессильно и покорно ожидать, пока созреют плоды, чтобы кощунственной и наглой рукой похитителя сорвать их и сожрать?

Так именно и делают дикари где-нибудь в трущобах Огненной Земли. И так делают многие родители.
Но так не делает настоящий садовник.

Человек давно научился осторожно и нежно прикасаться к природе. Он не творит природу и не уничтожает ее, он только вносит в нее свой математически-могучий корректив; его прикосновение, в сущности, не что иное, как еле заметная перестановка сил. Там подпорка, там разрыхленная земля, там терпеливый зоркий отбор.

Наше воспитание — такой же корректив. И поэтому только и возможно воспитание. разумно и точно провести ребенка по богатым дорогам жизни, среди ее цветов и сквозь вихри ее бурь, может каждый человек, если он действительно захочет это сделать.
"


Замечательные слова, не правда ли? Дабы неразрушать образ, родившийся при прочтении, закончу без комментариев.

Tags: Макаренко, воспитание
Subscribe

  • Сражаться и побеждать

    «На самом деле» Матрица любви Нельзя сражаться и побеждать, не поняв, КАК ИМЕННО враг воюет против тебя. Мало понять общий…

  • Матрица любви

    «На самом деле» "Мы уже обсудили первое направление, в котором действует ведущий информационно-психологическую войну…

  • «На самом деле»

    Что есть добро, а что зло? Как никогда этот вопрос становится всё более неясным, теряет свои очертания. Возникает ощущение будто мир…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments